
Ведомственные АЗС остаются самыми распространенными объектами выдачи топлива на предприятиях сельскохозяйственной отрасли. Однако в последнее время мы, как предприятие-производитель топливораздаточной техники, замечаем, что все чаще сельхозпроизводители делают выбор в пользу мобильных топливозаправочных решений, в основном, организованных на базе бензовозов. Достоинство такого подхода – возможность проводить мобильную заправку сельскохозяйственной техники вдали от производственной базы, непосредственно на месте проведения сельхозработ, и в тоже время дистанционно контролировать виды и объем заправляемого топлива применительно к каждой единице техники.
Предлагаемое решение условно можно разделить на аппаратную и программную часть.
Аппаратная часть (топливный модуль топливозаправщика и терминал безоператорной выдачи топлива) обязательно включает в себя бортовое оборудование транспортного средства, микрокомпьютер с клавиатурой и дисплеем, средство беспроводной связи по Интернет-каналу. В свою очередь бортовое оборудование может иметь различную комплектацию (зависит от состава решаемых задач), куда могут входить:
- уровнемеры;
- датчики температуры;
- топливный насос;
- фильтра грубой и тонкой очистки;
- счетчик жидкости;
- дыхательный клапан;
- клапан донный;
- клапан обратный;
- клапан присоединительный;
- клапан отвода паров;
- клапан паровозвратный;
- и другие устройства.
Счетчики жидкости на топливные модули устанавливаются шестеренчатого типа. Счетчики служат для измерения разового и суммарного количества горюче-смазочных материалов и прочих жидкостей. Класс точности счетчика 0,5%. На счетчики ставится датчик импульсов. Принцип работы состоит в измерении объема жидкости при прохождении через устройство. Насос подает топливо под давлением в счетчик топлива, при этом движение жидкости приводит во вращение овальные шестерни, каждый оборот шестерни соответствует некоторому объему. Вращение шестерни приводит во вращение датчик импульсов, который преобразует вращение в электрические импульсы. Электрические сигналы поступают в терминал безоператорной выдачи, где происходит первичная обработка информации и отправка данных по беспроводным каналам Интернет-связи в офис предприятия (может быть реализовано ручное снятие информации).
В состав оборудования топливозаправщиков могут входить разнообразные устройства, механизмы, контроллеры, датчики, блоки, счетчики, отдельные узлы и детали, причем работа данных устройств поддерживается электроникой и программным обеспечением, за счет чего достигается высокий уровень автоматизации.
Предлагаемое решение проводит контроль объема и времени заправки на передвижных заправочных пунктах. Данные о заправках хранятся в энергонезависимой памяти. Таким образом, можно проконтролировать действия заправщика, проверить списываемые объемы. Передвижные АЗС (топливозаправщики или цистерны) могут быть подключены к системе GPS-мониторинга. Тогда можно дополнительно контролировать передвижение топливозаправщика.
На компьютере в офисе предприятия, куда отправляются данные о заправках, устанавливается специальное программное обеспечение, где можно проводить контроль выдачи топлива через топливозаправщики и контроль расхода топлива техникой.
Представленное решение может использоваться не только для топливозаправщиков, но и для стационарных топливораздаточных колонок. Более того вся топливозаправочная техника предприятия может быть объединена в единую сеть, с единым рабочим местом управления лимитами. Таким образом можно проводить заправку любой единицы автопарка хоть на стационарной топливораздаточной колонке, хоть через топливозаправщик – разрешенный для водителя лимит не будет превышен.