Обязательное оснащение автозаправочных станций (АЗС) зарядками для электромобилей попросту проигнорировали

Первого ноября вступило в силу постановление Правительства РФ «Об обязательном порядке установки зарядных устройств для электромобилей на всех автозаправочных станциях страны». Большое внимание оказано электромобилям в России, особенно если учесть, что их всего около тысячи штук.

В Москве, членами потребительского общества, совместно с владельцами автомобилей был проведен рейд контрольных закупок на автозаправочных станциях (АЗС). В Москве сейчас насчитывается порядка четырехсот автомобилей данного типа. Основным фактором перехода на экологичные виды транспорта служит транспортная политика в столице. Особенно выгодно использование электромобилей стало с широким введением платных парковок для обычных автомобилей, тогда как для электромобилей стоянка в городе осталась бесплатной. Бывают конечно случаи, когда владельцам по ошибке приходят штрафы, но их всегда можно оспорить. Такой подарок от властей, как освобождение от оплаты (учитывая в какую сумму обходится парковка) — это сильная мотивация. Все столичные автовладельцы, по идее, должны были перейти на электромобили. Однако не заметно на улицах увеличения числа электромобилей. В чем же причина? А одна из причин, пожалуй, самая главная — неразвитая инфраструктура подзарядки электромобилей. Все автомобили с экологичным двигателем можно разделить на два класса - дорогие и не очень. Дорогие - детище Илона Маска. А дешевые — все остальные машины. Автомобили дорогого класса можно подзаряжать один раз в три дня, и этого достаточно для пробега в пятьсот километров. У остальных машин обычной комплектации имеется батарея в среднем на 20 кВт*ч, соответственно пробег полторы сотни километров, а значит, заряжать ее необходимо каждый день. Некоторым это не составляет труда, когда рядом с домом есть АЗС. Электромобилю недорогого класса необходима ежедневная периодическая подзарядка: приехал на работу — поставил на зарядку, уехал по делам — подзаряжаешься если возможно, дома — зарядка тоже обязательна. Общий принцип использования прост: если где-то остановился, то лучше подзарядиться, потому что если окончательно разрядился, необходимо будет вызывать эвакуатор.

Во всей Москве имеется порядка сорока мест для зарядки электромобилей, а потребность составляет пятьсот штук. Смотрятся они впечатляюще: металлические невысокие столбы со светящимся индикатором. Горит синий, значит заряжается, горит зеленый — свободен.

В центре Москвы на одной из улиц имеется такая зарядка, окруженная парковочными местами для обычных, бензиновых авто. Причем все владельцы электромобилей, как один заявляют, что реальной возможности воспользоваться ей не имеется, постоянно можно наблюдать картину, когда места для зарядки электромобилей заняты бензиновыми авто, преграждающими доступ к колонке электромобилю. И это типичная картина.

Необходима установка знаков, запрещающих парковаться на местах для электромобилей. Есть конечно и положительные примеры - на одной из улиц есть сразу пять колонок, работает охрана, так туда бензиновый автомобиль просто не пропустят. Довольно часто там можно наблюдать такую картину: все зарядки заняты, и можно думать, что в городе много электромобилей. На самом деле это чуть ли не единственное место где можно произвести зарядку.

Не все так просто с самими колонками, как может показаться на первый взгляд. Зарядные колонки можно разделить на быстрые и медленные. Быстрая колонкаможет зарядить электромобиль за полчаса, медленная за пять. Количество быстрых колонокв стране невелико, просто потому, что они значительно дороже медленных. Помимо зарядной колонки, некоторые модели электромобилей позволяют зарядиться и от обычной розетки, если позволяет сам автомобиль, но сделать это в городе практически не реально.

Проводя рейд по проведению контрольной закупки мы устали слышать практически один и тот же ответ на каждой АЗС: — У нас нет таких зарядок, и будут ли — не известно.

Совершая поездки на большие расстояния большинство водителей электромобилей по прежнему используют бензиновые автомобили. Хоть, и дистанции сто - сто пятьдесят километров можно проехать на электрокаре, надо подгадать, чтобы не было пробок, холодов. Работа печки, эксплуатация литий-ионной батареи при низких температурах снижают пробег практически в два раза.

Но россияне не были бы россиянами, если бы не нашли выход из этой ситуации. Для того чтобы в холод расходовать меньше электроэнергии, они придумали устанавливать в электромобиль бензиновую печку. Данный факт конечно изменяет наше представление о экологичности электромобиля. Но если поставить бак на 4 литра бензина и бензиновую печку в салон, тогда точно появляется уверенность в том, что не замерзнешь, даже если встанешь в многочасовую пробку. Данное «ноу-хау» переняли на вооружение электромобили одной известной марки — они с завода выпускаются с такими печками.

Некоторые владельцы автозаправочных станций (АЗС)полагают, что ставить зарядку для электромобилей нужно только на автозаправочных станциях, которые располагаются на федеральных трассах. А городские улицы под это постановление не попадают. Однако если обратиться за разъяснениями в Росавтодор можно услышать следующее: зарядные станции для электроавтомобилей необходимо устанавливать на всех автозаправочных станциях (АЗС)без исключения, в том числе, расположенных на дорогах общего пользования, как федеральных, так и регионального и муниципального значения. Поскольку федеральные автомобильные дороги находятся в ведении Росавтодора, ведомство подготовило письмо для владельцев автозаправочных станций (АЗС), расположенных на федеральных трассах, разъясняющее установку зарядных станций.

Однако даже получив разъяснительное письмо, хозяева заправок увиливают от своей обязанности. Что им за это будет — непонятно, в постановлении о штрафах нет ни слова. Даже если предприниматели и станут придерживаться закона, то в России они смогут обзавестись самым дешевым зарядным устройством за 1300 долларов. А пользоваться им может не всякий автомобиль.