Особенности работы топливораздаточного крана

Для сокращения потерь топлива во время заправки баков автомобилей применяют краны с откачкой паров вытесняемых из баков, а также различные устройства выключения крана при выпадении из бака. Фирмы-лидеры с мировым именем производят выпуск небольшого числа моделей кранов. Модернизация выполняется за счет повышения эргономичности, внешнего вида, и улучшения технологичности. Большая часть конструкции кранов остается неизменной.

В последнее время в связи с ужесточением экологических требований, очень многие фирмы наладили выпуск кранов с отводом паров топлива. Такие раздаточные краны производят улавливание паров топлива, выбрасываемых из горловины бака автомобиля при заправке. Такие краны имеют дополнительный клапан для приема паров из бака, и снабжены двухканальными (коаксиальными) раздаточными рукавами, спец. клапанами, уравновешивающими расход топлива и паров, огневыми предохранителями и т.п. В обычном исполнении, раздаточные краны выпускаются с ниппельным, или конусным присоединением к раздаточному рукаву, и с вращающимся соединением, предотвращающим перекручивание рукава. Кроме того возможно выполнение с разрывной либо предохранительной муфтами, предотвращающими повреждение топливораздаточной колонки при движении автомобиля с оставленным в бензобаке краном.

В автоматических топливораздаточных кранах при заполнении топливного бака до определенного уровня, в случае когда топливо находится на уровне патрубка раздаточного крана, происходит автоматическое закрытие крана. В механических кранах перекрытие топливораздаточного крана необходимо делать вручную. В подобном случае имеется большая вероятность риска перелива бака и разлива топлива на грунт, что весьма нежелательно с экологической и противопожарной точки зрения.

Топливораздаточный кран, как выдающий элемент бензоколонки, обязан быть удобным в пользовании, быть легким, не иметь следов течи топлива, безопасным, эстетичным и соответствовать требованиям эргономики.

Топливораздаточные краны имеют различные конструктивные решения, но исполняют один процесс: наполняют бак топливом. Время, затрачиваемое на заправку, напрямую зависит от вместимости бака, производительности колонки, а также пропускной способности топливораздаточного крана. Время, отводимое на заправку автомобиля, установлено как норматив для бензина - 3 мин, а для дизтоплива – 5 мин.

Краны смесераздаточные служат для отпуска смеси бензина и масла, в основном применяются для заправки мототранспорта с двухтактными двигателями, представляют собой два крана, соединенные в общий корпус и управляемые при помощи одного рычага. При сложности такие топливораздаточные краны не нашли распространения, также как и смесераздаточные колонки.

Общая масса топливораздаточных кранов не лишена недостатков:

  • недостатки устройства автоотключения заключается в подсосе воздуха и появления явления, при каком происходит образование пены в баке на поверхности топлива, что является причиной раннего срабатывания механизма отключения;
  • недостатки крана с клапаном, что открывается по ходу давления, служит чрезмерно большое усилие на рычаг управления, которое необходимо для сдерживания пружины в работающем состоянии;
  • недостаток крана с клапаном, что открывается против хода давления, состоит в чрезмерно большом начальном усилии во время открытия крана.

Из российских производителей кранов возможно выделить производителей топливораздаточных кранов РКТ и АКТ производства АО «МОПАЗ» (г. Малоярославец Калужской обл.).

На российском рынке также широко представлены зарубежные производители раздаточных кранов например германская фирма «ELAFLEX» ZVA 1.0 - с стандартным носиком, с тонким носиком и для дизельного топлива. Эти топливораздаточные краны поставляются совместно с поворотно-разрывными муфтами, осуществляющими вращение крана на 360°. Муфта помещается между краном и шлангом и защищает колонку от повреждений, разрываясь в том случае, когда водитель забыл вытащить кран из бензобака. В муфте установлен клапан, останавливающий вытекание из шланга топлива. Предельное количество топлива вытекающего при разрыве установлено меньше 120 мл. Компания «OPW» (Голландия) осуществляет выпуск автоматических топливораздаточных кранов OPW для бензина и для дизельного топлива.

Рассмотрим строение и работу топливораздаточных кранов на примере крана ZVASlimLine 2 производства компании ELAFLEX.

Раздаточный кран ZVASlimLine 2 предназначен для выдачи топлива, оборудован автоматической системой прекращения выдачи топлива при наполнении бака или выпадении. Раздаточный кран служит для работы в составе электронных раздаточных колонок.