Виды топливо-(газо-, масло-)раздаточных колонок

Пятитопливная топливораздаточная колонка "Экстралайн" цветные маркеры

Пятитопливная топливораздаточная колонка "Экстралайн"


Модельный ряд выпускаемых топливораздаточных колонок весьма разнообразен. Устройство колонок, комплектация и принципы работы находятся в зависимости от условий эксплуатации, комплектации АЗС и видов заправляемой техники. Возможно выделить ряд параметров, по которым возможно провести классификацию топливораздаточных колонок.


  • Существует деление топливных колонок на колонки:

    • повышенной производительности;
    • стандартной производительности.


Топливораздаточные колонки для АЗС стандартной производительности используются в основном на коммерческих автозаправочных станциях и ведомственных АЗС для заправки легковых и грузовых автомобилей. Топливораздаточные колонки повышенной производительности используют для заправки техники с объемом топливного бака, превышающим стандартные параметры. Это может быть строительная, карьерная, сельскохозяйственная, железнодорожная, авиационная, речная техника или транспорт.


  • По типу встроенной гидравлики топливные колонки для АЗС можно разделить на топливораздаточные колонки:

    • с всасывающей гидравликой;
    • с напорной гидравликой.

В раздаточных колонках с напорным видом гидравлики топливо поступает под действием давления, которое создает погружной насос, установленный в емкость с топливом. В раздаточных колонках с всасывающим типом гидравлики топливо поступает в колонку под действием разряжения, которое создает моноблок.


  • По температурному режиму эксплуатации топливораздаточные колонки можно поделить на раздаточные колонки:

    • обычного(для умеренной зоны) исполнения;
    • «северного»(арктического) исполнения.


К топливораздаточным колонкам «обычного»(для умеренной зоны) исполнения относится большинство колонок зарубежных производителей. Диапазон рабочей температуры от -25°С до +35°С. При более низких температурах в таких колонках наблюдаются сбои в работе электроники, «задубение»(потеря эластичности) резино-технических изделий. В топливных колонках «северного»(арктического) исполнения применяются электронные компоненты, которые расширяют диапазон рабочей температуры, что составляет от -45°С до +50°С.

Расширение температурного диапазона достигается за счет установки подогрева, или за счет использования радиодеталей с расширенным температурным диапазоном. Наверно нужно сразу заявить, что раздаточные колонки, в которых применены радиодетали с расширенным температурным диапазоном более надежны в эксплуатации, поскольку на колонках с модулями подогрева нередко случается выход из строя электроники в погоду с отрицательными температурами или высокой влажностью. Это связано в основном с образованием конденсата. При значительных минусовых температурах, воздух в блоке управления значительно теплее наружного, а следовательно, относительная влажность выше. Происходит конденсация излишков влажности на более прохладных деталях, что довольно часто приводит к замыканиям.


  • По виду дисплея, служащего для отображения для клиента информации о отпущенных литрах, топливораздаточные(маслораздаточные, газораздаточные) колонки разделяются на:

    • колонки с механическим индикатором отпущенного объема;
    • колонки с жидкокристаллическим индикатором отпущенного объема;
    • колонки со светодиодным индикатором отпущенного объема.

Колонки с механическим индикатором(количество отпущенного топлива отображается при помощи указателя-стрелки) уже практически не выпускаются, в виду несоответствия нормативным документам о средствах измерений и дизайна несоответствующего современным тенденциям. Жидкокристаллические дисплеи имеют ограничения по температуре эксплуатации и освещенности: в том случае, если температура ниже -30°С, а также на ярком солнце или при высокой освещенности информация с них практически не читается. Дисплеи, в основе которых лежат матричные сверхяркие светодиоды не обладают данными недостатками, имеется возможность их эксплуатации в широком спектре температур, а также при сильной освещенности.


  • По виду установки раздаточные устройства делятся на:

    • стационарные;
    • мобильные.

Стационарные колонки обладают постоянным подключением к топливному резервуару и системе управления. Перенос подобных колонок на другое место невозможен технически, или связан с высокими затратами. Мобильные топливные колонки не имеют постоянного подключения к надземным или подземным резервуарам, обладают, небольшой массой, хранение и заправка топлива осуществляться от емкости небольшого объема, перемещение такой колонки в другое место не представляет сложностей.


  • Мобильные модульные колонки делятся в свою очередь по виду привода:

    • электрический;
    • привод от ДВС;
    • ручной.


  • По количеству выдаваемых видов топлива топливораздаточные колонки для АЗС можно разделить на:

    • однотопливные;
    • многотопливные.