Виды топливо-(газо-, масло-)раздаточных колонок

Пятитопливная топливораздаточная колонка "Экстралайн" цветные маркеры
Пятитопливная топливораздаточная колонка "Экстралайн"

Модельный ряд выпускаемых топливораздаточных колонок весьма разнообразен. Устройство колонок, комплектация и принципы работы находятся в зависимости от условий эксплуатации, комплектации АЗС и видов заправляемой техники. Возможно выделить ряд параметров, по которым возможно провести классификацию топливораздаточных колонок.

Существует деление топливных колонок на колонки:

  • повышенной производительности;
  • стандартной производительности.

Топливораздаточные колонки для АЗС стандартной производительности используются в основном на коммерческих автозаправочных станциях и ведомственных АЗС для заправки легковых и грузовых автомобилей. Топливораздаточные колонки повышенной производительности используют для заправки техники с объемом топливного бака, превышающим стандартные параметры. Это может быть строительная, карьерная, сельскохозяйственная, железнодорожная, авиационная, речная техника или транспорт.

По типу встроенной гидравлики топливные колонки для АЗС можно разделить на топливораздаточные колонки:

  • с всасывающей гидравликой;
  • с напорной гидравликой.

В раздаточных колонках с напорным видом гидравлики топливо поступает под действием давления, которое создает погружной насос, установленный в емкость с топливом. В раздаточных колонках с всасывающим типом гидравлики топливо поступает в колонку под действием разряжения, которое создает моноблок.

По температурному режиму эксплуатации топливораздаточные колонки можно поделить на раздаточные колонки:

  • обычного(для умеренной зоны) исполнения;
  • «северного»(арктического) исполнения.

К топливораздаточным колонкам «обычного»(для умеренной зоны) исполнения относится большинство колонок зарубежных производителей. Диапазон рабочей температуры от -25°С до +35°С. При более низких температурах в таких колонках наблюдаются сбои в работе электроники, «задубение»(потеря эластичности) резино-технических изделий. В топливных колонках «северного»(арктического) исполнения применяются электронные компоненты, которые расширяют диапазон рабочей температуры, что составляет от -45°С до +50°С. Расширение температурного диапазона достигается за счет установки подогрева, или за счет использования радиодеталей с расширенным температурным диапазоном. Наверно нужно сразу заявить, что раздаточные колонки, в которых применены радиодетали с расширенным температурным диапазоном более надежны в эксплуатации, поскольку на колонках с модулями подогрева нередко случается выход из строя электроники в погоду с отрицательными температурами или высокой влажностью. Это связано в основном с образованием конденсата. При значительных минусовых температурах, воздух в блоке управления значительно теплее наружного, а следовательно, относительная влажность выше. Происходит конденсация излишков влажности на более прохладных деталях, что довольно часто приводит к замыканиям.

По виду дисплея, служащего для отображения для клиента информации о отпущенных литрах, топливораздаточные(маслораздаточные, газораздаточные) колонки разделяются на:

  • колонки с механическим индикатором отпущенного объема;
  • колонки с жидкокристаллическим индикатором отпущенного объема;
  • колонки со светодиодным индикатором отпущенного объема.

Колонки с механическим индикатором(количество отпущенного топлива отображается при помощи указателя-стрелки) уже практически не выпускаются, в виду несоответствия нормативным документам о средствах измерений и дизайна несоответствующего современным тенденциям. Жидкокристаллические дисплеи имеют ограничения по температуре эксплуатации и освещенности: в том случае, если температура ниже -30°С, а также на ярком солнце или при высокой освещенности информация с них практически не читается. Дисплеи, в основе которых лежат матричные сверхяркие светодиоды не обладают данными недостатками, имеется возможность их эксплуатации в широком спектре температур, а также при сильной освещенности.

По виду установки раздаточные устройства делятся на:

  • стационарные;
  • мобильные.

Стационарные колонки обладают постоянным подключением к топливному резервуару и системе управления. Перенос подобных колонок на другое место невозможен технически, или связан с высокими затратами. Мобильные топливные колонки не имеют постоянного подключения к надземным или подземным резервуарам, обладают, небольшой массой, хранение и заправка топлива осуществляться от емкости небольшого объема, перемещение такой колонки в другое место не представляет сложностей.

Мобильные модульные колонки делятся в свою очередь по виду привода:

  • электрический;
  • привод от ДВС;
  • ручной.

По количеству выдаваемых видов топлива топливораздаточные колонки для АЗС можно разделить на:

  • однотопливные;
  • многотопливные.